Экзамены

ГИА 9 2013 http://www.fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html

ЕГЭ 2013 http://fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html 
 
9 класс
ГИА        


С 2008 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования производится государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов (в новой форме). Несмотря на то что экзамен в новой форме пока проводится в режиме эксперимента, число регионов, реализующих эту форму итогового контроля, неуклонно растет.
Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности. Увеличения числа таких форм – положительная тенденция современной системы общественного образования, и экзамен в 9-ом классе в новой форме, безусловно, займет достойное место наряду с традиционными письменными экзаменами по русскому языку и алгебре, устными экзаменами по билетам, защитой реферата или проектной работой и другими.
Задача новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.
Задания для государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов (в новой форме) и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 класса используются, и творчески перерабатывается огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию экзаменационных материалов способствуют и проводимые в ФИПИ научные исследования в области педагогических измерений.
Данный портал включает тренировочные варианты контрольных измерительных материалов (КИМ), позволяющие подготовиться к государственной итоговой аттестации в новой форме.

Проверь себя!

Устный экзамен


Билет № 1
1. Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия.
2. На территории азиатской части России находятся крупнейшие уголь-
ные бассейны мира. Но при этом многие регионы Дальнего Востока нашей
страны ежегодно испытывают недостаток топлива в зимнее время. С чем
это связано? Каковы пути решения данной проблемы?
3. Определите по климатической карте и объясните различие климата
городов Санкт-Петербурга и Якутска.

Билет № 2
1. Методы географических исследований и основные источники гео-
графической информации.
2. Ученые утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемы-
ми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освое-
ние. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет
на возможности использования богатств Антарктиды?
3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение
предприятий черной металлургии (по выбору учителя).

Билет № 3
1. Россия – многонациональная страна. Народы России, география их
расселения. Основные религии, распространенные в России.
2. Не каждая страна мира имеет выход к Мировому океану, однако
проблемы Мирового океана волнуют все человечество. Почему проблемы
охраны и изучения Мирового океана важны для всех стран?
3. Составьте по картам характеристику географического положения од-
ного из регионов России (по выбору учителя).

Билет № 4
1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строе-
нием земной коры.
2. Россия занимает ведущее место по запасам нефти и газа, и их
рациональное использование – одна из важнейших задач развития этой
отрасли. В чем заключается рациональное использование ресурсов нефти
и газа? Какие экологические проблемы возникают в связи с развитием
нефтяной и газовой промышленности?
3. Определите по топографической карте указанные направления и рас-
стояния.

Билет № 5
1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса.
2. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Однако проблема их
сохранения в России стоит сегодня крайне остро. С чем это связано? Каковы
пути решения проблемы охраны и сохранения лесных ресурсов страны?
3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение
предприятия химической промышленности (по выбору учителя).

Билет № 6
1. Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия.
2. Роль водного транспорта в России во все времена была огромной.
В каких регионах страны она особенно велика? Какие природные особен-
ности рек и озер важны для развития водного транспорта? Как деятель-
ность человека и развитие науки влияют на возможности использования
водного транспорта в хозяйстве страны.
3. Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предпри-
ятия цветной металлургии (по выбору учителя).

Билет № 7
1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные рай-
оны развития, проблемы охраны окружающей среды.
2. Одна из глобальных проблем современности – сокращение площади
влажных экваториальных лесов. Почему эта проблема имеет значение не
только для отдельных стран, но и для всего человечества?
3. Определите по статистическим материалам и сравните среднюю
плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя).

Билет № 8
1. Географическая оболочка, ее составные части, взаимосвязи между
ними.
2. Животноводство как отрасль хозяйства существует очень давно.
Однако до сих пор природные условия влияют на размещение животновод-
ства. Почему? Сейчас наука и техника шагнули далеко вперед. Как развитие
науки и техники влияет на развитие животноводства?
3. Определите по статистическим материалам, сравните показатели
прироста населения в различных частях страны (по выбору учителя) и
объясните их различия.

Билет № 9
1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основ-
ные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
2. Основную часть экспорта России составляют минеральные ресурсы.
Какими минеральными ресурсами Россия наиболее богата и почему? Какое
значение имеет богатство минеральными ресурсами для развития хозяйства нашей страны?
3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение
предприятий машиностроения (по выбору учителя).

Билет № 10
1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства.
2. Вам предстоит совершить перелет зимой из Калининграда в Читу.
К каким изменениям погодных условий вы должны быть готовы? Обоснуйте
различие климатических показателей, используя карты атласа и другие
источники географической информации. Объясните различия в климате
этих двух городов.
3. Определите по статистическим материалам и сравните соотношение
городского и сельского населения в разных частях страны (по выбору учителя).

Билет № 11
1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы.
2. Население России крайне неравномерно размещено по ее территории. Каковы основные причины, определяющие неравномерность размещения населения, какие проблемы возникают в связи с этим?
3. Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми
ресурсами двух районов России (по выбору учителя).

Билет № 12
1. Австралия. Общая физико-географическая характеристика.
2. В большинстве развитых стран мира основная часть грузооборота приходится на автомобильный транспорт. В России же лидирует железнодорожный. Какими причинами это обусловлено? Каковы особенности географии важнейших железных дорог страны?
3. Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя).

Билет № 13
1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.
2. Основоположник почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом
ландшафта». В чем заключается смысл этого образного выражения? Какие
типы почв распространены на территории России? Как сельскохозяйственное использование земель может повлиять на изменение плодородия почв?
3. Покажите по карте крайние точки России и определите наибольшую
протяженность ее территории с запада на восток и с севера на юг.

Билет № 14
1. Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя). Северный  и южный районы
2. По количеству водных ресурсов Россия занимает одно из ведущих
мест в мире, но в ряде регионов России тем не менее существует проблема
водообеспечения. Какие это регионы? Почему возникают подобные проблемы? Каковы пути их решения?
3. Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий
поясного времени на территории страны (по выбору учителя).

Билет № 15
1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
2. Известно, что 1/3 территории России приходится на сейсмически опасные районы. Где в России наиболее вероятны землетрясения? Как вероятность землетрясений учитывается в жизни и хозяйственной деятельности населения этих районов? Каковы меры защиты от землетрясений?
3. Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя).

Билет № 16
1. Черная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
2. Вам необходимо разработать маршрут путешествия по России с целью увидеть наиболее полный набор природных зон равнин. По какой равнине и в каком направлении следует путешествовать? Используя различные источники географической информации, обоснуйте свой выбор.
3. Оцените по картам и статистическим материалам природные условия и ресурсы одного из географических районов России (по выбору учителя).

Билет № 17
1. Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны.
2. Люди всегда стремились предсказать погоду. Раньше для этого использовали народные приметы, сейчас используют научные достижения и сложные технологии. Почему знание погодных условий имеет большое значение для хозяйства и для каждого человека? Как изучают элементы погоды? Какие типы погоды характерны для вашей местности?
3. Определите по статистическим материалам основные статьи экспорта и импорта России.

Билет № 18
1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).
2. Почти 90% продукции машиностроения выпускается в европейской части России. Какими факторами это обусловлено? Сравните факторы размещения разных отраслей машиностроительного комплекса и приведите примеры центров машиностроения России, на размещение которых оказали влияние эти факторы.
3. Оцените по картам агроклиматические ресурсы своей местности.

Билет № 19
1. Многообразие стран современного мира, их основные типы.
2. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они еще в незначительной степени.
Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?
3. Определите по карте бассейны и водоразделы рек (по выбору учителя).

Билет № 20
1. Комплексная географическая характеристика своей местности.
2. Евразия – самый большой по площади материк Земли. Используя
карты атласа, докажите, что в расположении природных комплексов Евразии проявляется закон широтной зональности.
3. Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнеров России.

Билет № 21
1. Комплексная географическая характеристика США по картам атласа.
2. Россия – страна с отрицательным естественным приростом населения. С какими проблемами столкнется страна в ближайшее время в связи с этим? Каковы пути решения этих проблем?
3. Определите тип климата по климатограмме.

Билет № 22
1. Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы
по картам атласа (по выбору учащегося).
2. В последнее десятилетие в России наблюдается миграционный прирост населения. Какие регионы России особенно привлекательны для иммигрантов и почему? Каковы направления внутренних миграций в России, их причины и влияние на изменения характеристик населения отдельных регионов?
3. Сравните по картам режим двух рек (по выбору учителя) и объясните
причины различий.

Билет № 23
1. Международные экономические связи России, ее место в международном географическом разделении труда.
2. Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека. Докажите это, сравнив виды хозяйственной деятельности в разных природных зонах. Для каких видов хозяйственной деятельности особенно велико значение природных условий?
3. Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых региона России или
материка (по выбору учителя).

Билет № 24
1. Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.
2. Численность населения Земли за прошедший век значительно увеличилась и продолжает расти. Что влияет на плотность населения? Приведите примеры влияния факторов размещения населения на его плотность в странах мира и в России.
3. Составьте характеристику климата страны (региона России) по климатической карте (по выбору учителя).

Билет № 25
1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства России, ее изменения в последние десятилетия.
2. По различным источникам географической информации определите экологические проблемы своей местности. Предположите возможные пути их решения. Какой вклад может внести каждый человек в решение этих проблем?
3. Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов России (по выбору учителя).